суббота, 9 февраля 2013 г.

журнал юность последний номер

"Весёлые картинки" - детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Издавался, издаётся в Москве ежемесячно с сентября 1956 и… будет издаваться, пока не вымрет поколение, которое считает, что детей нужно воспитывать исключительно на хорошей, проверенной временем классике. "Весёлые картинки" - добрый, привычный и надёжный мир Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Владимира Сутеева и Виктора Чижикова. Оплот педагогов, путеводная звезда библиотекарей, держатель устоев, носитель основополагающих принципов, блюститель идеалов… Сюда родители ведут послушных детей за ручку, сажают перед монитором и спокойно уходят по делам - ничего лишнего, вредного, бездарного ребёнок не почерпнёт, как, впрочем, и ничего нового, дерзкого и неожиданного. Зря возмущается в сети молодая мама: "Картинки - страшные, художественные тексты убогие. Задания однообразные, повторяются из номера в номер с небольшими вариациями. Те задания, которые рассчитаны на самостоятельную работу ребенка, вообще ниже всякой критики, так как буквы и рисунки слишком мелкие для дошкольников, да и для школьников тоже. "Филя" - журнал о природе. Издательство то же, что у "Веселых картинок", поэтому и минусы те же. Если ребенок интересуется животными, то лучше купить хорошую энциклопедию, чем читать эти жалкие опусы. А задания абсолютно те же, что в "Картинках". Подписка была оформлена на 3 месяца, была счастлива, когда пришел последний номер" . Детскому журналу "Весёлые картинки" сейчас не до новаторских экспериментов, его выписывают, как няньку в возрасте, которая кормит дитя невкусной, но полезной манной кашей, читает наскучившие сказки, но и пожара в доме не устроит. Молодая мама слишком молода просто не знает, что у старых журналов есть привычка неожиданно расцветать, как это случилось с "Весёлыми картинками" в 1976 году, когда главным редактором стал художник Рубен Варшамов. Он привёл в журнал художников-нонконформистов Илью Кабакова, Эдуарда Гороховского, Виктора Пивоварова, придумавшего знаменитый логотип, состоящий из "букв-человечков". "Весёлые картинки" - единственное советское издание, которое не подвергалось цензуре, не "литовалось". Это позволило журналу впервые в стране популяризировать "чуждый советскому" жанр комиксов. Коммерческая цензура страшнее политической, постсоветски

Хотя называть детские сетевые журналы и газеты "старыми знакомыми" - не совсем правильно. Это, скорее, "знакомые незнакомцы", которых изменило, иногда до неузнаваемости, постсоветское время, интернет и борьба за читателя.

Много-много лет тому назад я начала бы свой путь в Страну Журнальных Чудес с кроличьей норы книжного киоска, но в эпоху интернета киоски растеряли свою чудесатость. И я отправляюсь по форумам, чтобы услышать чужое мнение, и по сайтам детских журналов, чтобы составить своё. Для желающих бежать впереди паровоза, выкладываю список "старых знакомых", которых можно обнаружить в сети:

Журнальная ностальгия. Но меня, как Алису маму Алисы, мучает вопрос: "Что же остаётся от сказки потом, после того как её рассказали? Бывает ли у прекрасных историй такие же прекрасные "потом", или всё, что "по следам", "по мотивам" не достойно внимания и, ограждая старые, добрые журналы от продолжений, нужно сочинять для детей что-то принципиально новое?"

… Именно журнал "Юность" познакомил с романом Василия Аксёнова "Остров Крым", журнал "Смена" с романом Дэвида Зельцера - "ОМЕН", статью "Вечера сторожа Суклетина" про мужичка-людоеда, потчевавшего своих, ни о чем не подозревавших знакомых, свежей человеческой печенкой, обсуждала вся страна... Повесть про фашистов, которых древний вампир "колбасил" в каком-то трансильванском з?мке... А какая фантастика в "Смене" печаталась! Стругацкие, Булычёв, импорт… супер был журнальчик, пока его не испортили. В "Пионерской правде" нравились короткие фантастические рассказы Кира Булычёва, с той поры полюбил фантастику… В "Уральском следопыте" печатались молодые фантасты... "Пионерская правда", 1 копейка за номер в розницу... до сих пор вспоминается повесть из номера в номер про инопланетянку Янату. Летом в пионерлагере бежал к стенду, где вывешивали свежие номера - читать продолженье... В музыкальном журнале "Кругозор", кроме интересных статей о музыке, были гибкие пластинки… Журнал "Костер" - шикарная вещь, Крапивина печатал!!! …"Ровесник", из которого я бережно собирал фотографии певцов, если картинка на обороте наползала на другую, лучшую я вырезал, клеил на стенку или на письменный стол под стекло вкладывал, а вторую перефотографировал… Ну, куда же без "Ровесника"... каждый свежий номер обсуждался в школе неделю, не меньше. В "Технике-конструкторе" впервые прочитал сокращённую версию поэмы Венички Ерофеева "Москва - Петушки". Из газет - на первом месте была "Литературка", то есть "Литературная газета", просматривать её начинали с 16-ой страницы, со статьи незабвенного бородача Веселовского, первую тетрадку сразу же выкидывали, зачитывая вторую до дыр… "Техника молодёжи", статья про сверхкомпактные вертолёты... так хотелось "сконстролить" нечто подобное и летать... летать!!! …"Мурзилку" выписывал мой друг, там я впервые увидел советские комиксы про Ябеду-корябеду, в конце каждого выпуска предлагалась инструкция, как сделать, чтобы тебе приснилось продолжение... пробовали-пробовали… - не получилось… "Комсомольская правда", каждую пятницу на четвертой странице выходил раздел "Алый парус" со стихами (!) "Пионер" - обалденный журнал был... Много чего выписывали, почтальон умучивался в почтовый ящик запихивать! Каждый номер ждали, выхватывали друг у друга из рук… Раньше, подписываясь, мы действительно экономили, подписаться было дешевле, чем покупать в розницу. А сейчас едва ли не дороже получается. У нас где-то рублей 20 уходило на подписку, при зарплате 130-150 это было нормально, ведь подписка на год…

У каждого своя продолжительность жизни. Бабочка живёт один день, цветок - неделю, ворон - триста лет, а мой любимый шкаф, сделанный без единого гвоздя, рождён в XVI веке и ещё всех современных ворон переживёт. У детского журнала тоже есть свой срок. Если в меня кинуть мячик, как в детской игре "съедобное-несъедобное", и крикнуть "детский журнал", я задумаюсь и… проиграю. Детский журнал - одушевлённый или неодушевлённый, съедобный или несъедобный? Его делают люди, часто вкладывая всю душу, "одушевляют", именно от них зависит насколько журнал "жив" и "съедобен", умрёт или выживет в бурном житейском море. У каждого детского журнала своё лицо. Сначала юный, беспечный, потом зрелый, мудрый, в конце жизни он либо достойно принимает старость, либо делает многочисленные "подтяжки". Не доказывайте обратное, журналы смертны, с этим ничего не поделаешь. Можно дать внуку имя деда, будет расти похожий, с узнаваемыми привычками, но совсем другой человек. У детского журнала бывают периоды расцвета и упадка, он катается, как сыр в масле, или влачит жалкое существование, может быть интересным или занудным собеседником, умеет быть стойким и даже способен на предательство. Всё как у людей. Какой ещё предмет может похвастаться таким набором качеств живого организма? Для "бумажных поколений", а я принадлежу, наверное, к последнему, детский журнал - это ещё запах, цвет и даже вкус детства. Помните, как мы "съедали" любимые журналы от корки до корки? А как любили почтовые ящики, теперь позабытые, позабитые рекламой? Разве мы тогда задумывались про "невеликий читательский выбор", про то, что нам по капле цедят истину, культуру, знания? Мы запойно читали, не разбираясь, детское/недетское, чуждое/советское: "Веселые картинки", "Мурзилку", "Барвинок", и "Трамвай", "Юный натуралист", "Пионер", "Костер" и "Технику-молодёжи", "Юность", "Смену", "Знание-сила" и "Литературную газету". Журнал был для нас монитором, "материнской платой", "глобальной сетью", наши мыши - чернильные или шариковые ручки, наши "комменты" начинались всегда одинаково: "Дорогая редакция!" Детское счастье - понятие не виртуальное, а реальное. Если мучает ностальгия, загляните в , здесь, на форуме, "бумажное поколение" ПОСЛЕДНИХ, придумавшее гаджеты-игрушки себе и своим детям, взахлёб рассказывает о старых журналах.

Этот рассказ мы с загадки начнем, Даже Алиса ответит едва ли, Что остается от сказки потом, После того, как ее рассказали? Песня Додо

Беседа 1. Их знали наши мамы, их знали наши папы…

Светлана ПЕТРОВАКто, что в Паутинке живёт?Беседы о детских сетевых журналах

Лаборатория детской литературы, журналистики и чтения

Комментариев нет:

Отправить комментарий